Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Структура философского знания

Статья опубликована в энциклопедии "Кругосвет" с Смирнов 2000, 2001 АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ классический период Структура философского знания Источники Источники классической арабской философии распадаются на две группы. Это, с структура философского знания стороны, основополагающие мировоззренческие тезисы, которые получили свое закрепление в Коране. Речь не идет о том, что философия каким бы то ни было образом сводится на каком-то этапе к экзегетической деятельности или теологии. Значение коранического текста для философии заключается в парадигматическом закреплении тезиса о едином структура философского знания множественного мира, стоящем к этой бесконечной множественности в генетическом отношении и тем не менее совершенно от нее отличном, и о человеке как носителе разума и этического начала, поставленном выше всех существ и наделенном властью распоряжаться мирозданием к свой пользе. С другой стороны, это богатое наследие античной философской мысли, ставшее доступным благодаря активному переводческому движению первых веков ислама Х Öунайн Ибн Исх Öа ôк Ö ум. На арабский через сирийский или непосредственно был переведен практически весь аристотелевский структура философского знания, в который вошла и апокрифическая «Теология Аристотеля», представлявшая собой переложение последних трех глав плотиновских «Эннеад», диалоги Платона «Законы», «Софист», «Тимей» и др. Неоплатонизму и аристотелизму принадлежит решающая роль структура философского знания ряду заимствований, менее заметна роль стоицизма и пифагореизма и собственно платоновского идеализма. Влияние античных источников подчас ограничивалось уровнем терминологии и фразеологии и не захватывало глубинных мыслительных ходов; именно так, например, был воспроизведен неоплатонизм в суфизме, будучи по сути своей плохо совместим с кардинальным тезисом этой философии о двуединстве миропорядка. В других случаях заимствование не ограничивалось рамками философии, но захватывало едва ли не все сферы теоретической мысли, как то было с элементами аристотелевской логики, хотя наряду с этим силлогистика не стала всеобщим органоном, а родо-видовая схема организации наук так и осталась неосуществленным авиценновским проектом. Степень и границы влияния всякий раз были настолько широкими, насколько это требовалось и допускалось собственными задачами развития классической арабской философии. Философия оказывала влияние на другие отрасли теоретического знания и в то же время разделяла с ними некоторые характерные подходы и мыслительные схемы. Выработанный в сфере классической арабской филологической структура философского знания религиозно-правовой мысли механизм описания соотношения между началом и следствием как между «основой» и «ветвью» позволял осмыслить связь между первично-утвержденным и зависимым, между общим и частным, между предшествующим и последующим, изначальным и производным как структура философского знания отношение. Отношение «явное-скрытое» з Öа ôхир-ба ôт Öин структура философского знания понимание структуризации внешнего мира и знания о нем. Ряд направлений разрабатывался классическими науками арабо-исламского мира параллельно философии с опорой на собственные реалии культуры, а не школьную традицию. Так, наряду с комментированием арабоязычными перипатетиками аристотелевской «Поэтики» развивалась собственная поэтика, строившаяся на понимании метафоры не как родового расширения понятия, а как разработки структуры «истинного» соотношения между «высказанностью» и «смыслом». Помимо умозрительной теории «добродетельного города», созданной ал-Фа структура философского знания ôби структура философского знания в немалой степени под влиянием платоновских идей, была развита теория исламского государства и управления ал-А х Ö к а ô м ас-сул т Ö а ô ниййа «Регулятивы власти» Структура философского знания ô ал-Х Öасана ал-Ма ôварди ô ум.



copyright © adamaslogistik.ru