Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Теории возрастной периодизации психического развития таблица

К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, традиционно относят периодизации JI. Рассмотрим периодизацию развития Эльконина как наиболее разработанную классификацию. Основанием для периодизации психического развития для Эльконина послужили положения культурно-исторической теории JI. Выготского и теории деятельности Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно-выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не СТОЛЬКО как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок-общественный предмет» и «ребенок-общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем «ребенок-предмет» и «ребенок-взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование преимущественно систем «ребенок-предмет» и «ребенок-взрослый». Теории возрастной периодизации психического развития таблица ведущие деятельности можно разбить на две группы в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Это непосредственноэмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, личностное общение подростка. Они отличаются друг от друга содержательно, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие отношение к системе «ребенок-общественный взрослый» или «человек-человек». Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. Это предметно -манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профес- Таблица 11. Эльконина Возрастной период Ведущая деятельность Система отношений Младенческий 0-1 год Общение со взрослым Человек-человек Раннее детство Предметная деятельность Человек—предмет Дошкольный Игра Человек—человек Младший школьный Учебная деятельность Чел ове к—предмет Подростковый Общение со сверстниками Человек—человек Юношеский Учебно-профессио- нальная деятельность Человек—предмет сиональная деятельность юношей и девушек. Деятельности второй группа имеют дело в основном с системой «ребенок-общественный предмет» или «человек-вещь». В деятельностях первой группы развивается преимущественно мо- тивационно-потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй группы - интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе. Так, мотивационно-потребностная сфера опережает в развитии интеллектуально-познавательную, а в раннем возрасте более быстрыми темпами развивается интеллектуальнопознавательная сфера деятельности. К каждой точке своего развития ребенок подходит с теории возрастной периодизации психического развития таблица расхождением между тем, что он теории возрастной периодизации психического развития таблица из системы отношений «человек- человек», и тем, что он усвоил из системы «человек-предмет». Моменты, когда это расхождение становится наибольшим, называют кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой. Достаточно стройная периодизация психического развития Эль- конина подвергается серьезной критике в отношении ее концептуальных оснований. В данной теории психическое развитие полностью детерминировано внешней практической деятельностью. Это означает, что теории возрастной периодизации психического развития таблица психике человека не может быть ничего, чего бы ранее не было в практической деятельности. Такое уподобление психического практическому не оставляет места индивидуальным особенностям развития ребенка, перечеркивает возможность спонтанного развития. Более того, данная концепция представляет собой очевидное социологизаторство, т. Хотя в концепции и утверждается развитие личности, однако остается не ясным, как же изменяется личность ребенка и каковы ее особенности на каждом возрастном этапе. Эти недостатки не позволяют теории возрастной периодизации психического развития таблица данную периодизацию как вскрывающую сущностные причины психического развития. Однако представляется, что чрезвычайно полезен для понимания развития человека принцип смены доминирующей темы развития, принцип единства познавательных и мотивационно-личностных сторон психического развития. Рассмотренные периодизации жизненного цикла человека являются фактически классификацией развития одной из сторон его психического развития. Видимо, создание целостной, интегративной периодизации психического развития человека - дело будущего психологии, что потребует не только интенсивных эмпирических исследований и теоретических поисков, но и взаимодействия с другими областями психологии, биологии, генетики. Анализ приведенных периодизаций психического развития показывает, что, несмотря на разные основания и ограниченность классифи каций, многие из них указывают на одни и те же возрастные периоды в жизни человека, которые, по-видимому, являются стадиями развития имеющими качественные особенности. Фрейда в основу периодизации положен принцип реализации либидо через специфические для данного возраста эрогенные зоны, которые представляются «воротами» личностного развития, областями контакта с миром. От 0 до 1 года - оральная стадия. Реализация либидо ведет к представлениям о возможностях активного взаимодействия с миром, возможностей его познания, овладения собственными желаниями. Фиксация на этой стадии при неудовлетворенности либидо приводит к фиксациям, деформациям в развитии человека, что проявляется в вербальной агрессии, гурманстве, курении, а в чертах личности - к пассивности и зависимости. Но этот же возраст выступает как стадия младенчества в периодизации Теории возрастной периодизации психического развития таблица, ведущей деятельностью которой становится общение ребенка с матерью. Общение ребенка с матерью подготавливает мотивацию к познанию мира теории возрастной периодизации психического развития таблица. У Пиаже на первом году жизни результатом развития четырех субстадий становится появление преднамеренности действий например, отодвинуть руки взрослого, чтобы достать спрятанную куклу. Эриксона главная тема развития в этом возрасте сенсорно-оральная стадия - это становление доверия или недоверия к миру. Даже название этой стадии у Эриксона выглядит как синтез идеи Фрейда и Пиаже. В традиционной междисциплинарной периодизации этот возрастной диапазон включен в «первое детство», суть которого - достижение функциональной независимости и речи. Приведенное сравнение указывает скорее не на принципиальные различия, а на возможность взаимного обогащения и дополнения представлений об основных характеристиках данной стадии развития, несмотря на то что авторы указывают на противоположные движущие силы развития и разные аспекты психического развития. Многие современные авторы работ, проводимых с разных теоретических и методологических позиций, сходятся на том, что первый год жизни ребенка имеет принципиальное значение как для познавательного, так и для индивидуально-личностного теории возрастной периодизации психического развития таблица. Общение ребенка со взрослыми является экологически необходимым условием развития человека. В общении ребенок учится обмену эмоциональными состояниями, позволяющими понять другого человека, а взрослый учится понимать ребенка, теории возрастной периодизации психического развития таблица индивидуальные особенности. Эмоциональные и когнитивные взаимодействия тесно переплетены. Эмоции свидетельствуют о значении для индивида внешнего или теории возрастной периодизации психического развития таблица события. Так, крик ребенка может указывать на внутреннее неблагополучие и быть адресован взрослому «Я голоден», «Мне холодно», «Мне скучно». Взрослый, удовлетворяющий потребности ребенка, говорит с ним, гладит его, улыбается, обменивается взглядами, вокализациями, показывает предметы, поет и т. Ребенок наблюдает за взрослым, видит особенности его лица, эмоциональные проявления, слышит слова, сопоставляет действия, видит, как одни объекты закрывают другие, начинает понимать, что взрослый, даже видимый только частично, - тот же самый, суще ствует независимо и постоянно, наделен похожими с ним свойствами, ребенок начинает прогнозировать мир, ждет от взрослого контакта, благополучного разрешения его проблем, взаимодействия, расширяющего его возможности, предоставляющего новые пути диалога и познания. Все это рождает доверие к миру как прогнозируемому, желанному, приятному. Более того, можно обнаружить параллели в представлениях 3. Фрейда с работами Дж. Брунера, которого относят к когнитивным психологам. Брунер с коллегами показал, что сосание может служить не только прекрасным показателем распознавания нового и старого объектов, но и регулировать поведение младенца. Трехмесячным младенцам показали фильм, в котором мама играла со своим малышом в «ку-ку». Для того чтобы фильм был в фокусе, младенцы должны были сосать соску с такой частотой, с которой мигала лампочка. Дети оказались способны установить связь между миганием лампочки, фокусом фильма и усилиями сосательных движений. Брунер подчеркивал, что теории возрастной периодизации психического развития таблица исследование объектов у младенцев становится важнейшим элементом их познавательной активности. Эти работы иначе освещают представления Фрейда об оральной стадии развития. Отвлекаясь от мысли о реализации либидо, важно подчеркнуть значение сосания, орального исследования, регуляции поведения посредствам сосания в младенческом периоде. Подобное сравнение намечает пути поиска конструктивных элементов в разных парадигмах для создания обобщенных представлений о развитии ребенка. Интеграция разных парадигмальных подходов может способствовать разработке общей периодизации психического развития. Вопросы и задания 1. Какие вопросы остаются открытыми в периодизации психического развития? Что означает гетерохронность развития? В чем суть метафоры эпигенетического ландшафта? Что такое сензитивный и критический периоды развития? Каковы критерии выделения стадий развития? Как выглядит периодизация интеллектуального развитию В чем разница между стадиями развития и возрастными рамками? В чем отличие периодизации Валлона от классификации Каковы особенности когнитивного развития людей зрелого и пожилого возраста? Какие основные стадии и этапы выделяются в традиционной классификации теории возрастной периодизации психического развития таблица цикла человека? Какие периодизации личностного развития вы знаете? Каковы принципы, положенные в основу периодизации Какие основные теории возрастной периодизации психического развития таблица положения лежат в основе периодизации Что общего и в теории возрастной периодизации психического развития таблица отличие различных периодизаций психического раз. Эриксона «Детство и общество» проанализируйте истоки эго-идентичности. Подберите примеры из биографий известных людей, о которых можно сказать, что они достигли эго-интеграции. Аргументируйте свое согласие или несогласие с представлениями 3. Фрейда о комплексах Электры и Эдипа. Подберите литературу, посвященную роли внутриутробного развития ребенка для его последующей жизни. Теории возрастной периодизации психического развития таблица литература Баттерворт Дж. Возрастная психология: личность от молодости до старости. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Близнецы от 0 до 3 лет. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. Психическое развитие в детских возрастах. Информация, релевантная "Периодизация психического развития на теории возрастной периодизации психического развития таблица ведущей деятельности" Как отличить учебную деятельность от других видов деятельности, присутствующих на уроке? Основанием для ответа на этот вопрос может послужить периодизация ведущих типов деятельности, предложенная Принимая во внимание тот факт, что В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического теории возрастной периодизации психического развития таблица в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т. Предлагаемый учебник В психологии существовало несколько подходов к анализу взаимосвязи между обучением и развитием. Биогенетические концепции, прежде всего теория рекапитуляции Холла, исходили из того, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения, т. Необходимость выделения стадий исто рического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Проблемой периодизации исторического То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и подразумевает обоснование экспертами на основании данных об истории развития испытуемого, результатов клинико-психиатрического и экспериментально-психологического исследования его личности заключения об отсутствии у теории возрастной периодизации психического развития таблица психического расстройства и наличии у него отставания в психическом развитии. В тех случаях, когда между совершением правонарушения и проведением экспертизы прошло более Эльконин 1904—1984 исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей1. Эльконин признавал только формулу «ребенок в обществе» а никак не «ребенок и общество»подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным теории возрастной периодизации психического развития таблица. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений В первых двух главах уже говорилось о том, что в психологии развития приняты два вида периодизации - генетическая возрастная и функциональная. Первая предполагает, что существуют некоторые, общие для всех людей одного возраста, феномены например, уровень мышления или вид деятельностина основании которых возможно выделение нескольких периодов в процессе становления психики. Исходя из данных системную периодизацию истории политических и правовых учений и основные направления развития политико- правовой теории в России и за рубежом; основные положения фундаментальных политико- правовых теорий, а также содержание работ крупнейших представителей политической и правовой Представление о стадиальности психического развития человека противостоит идее непрерывности, постепенного совершенствования и накопления достижений. Она находит свое отражение в веду- 1 См. Основные испытуемых имеет важное вспомогательное значение для экспертной практики, так как позволяет с помощью методов неврологического исследования выявить признаки органического поражения центральной нервной системы, следствием которых могут быть органические психические расстройства. Поскольку органические психические расстройства являются самым распространенным видом психической патологии в детском и Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей Суть прогресса исторического знания состояла и состоит в движении мысли от событийной стороны истории к ее процессуалыюй стороне, от взгляда на историю как на совокупность, пусть связную, событий к пониманию ее как процесса. Развитие исторической и философско-исторической мысли шло по двум линиям, которые на первых порах далеко не совпадали. Во-первых, историки и люди, разрабатывавшие Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития. Одна из первых периодизаций принадлежит III. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.



copyright © adamaslogistik.ru